Травма развития: возможности интеграции подходов к пониманию феноменологии и психотерапии.

Дата уточняется
Стоимость
Цена по запросу
Сертификаты
По форме организации
Баллы НМО
Нет
Форма обучения
Очно

Знакомство с феноменологией травмы развития и подходами в работе с ней.
Обучение будет происходить в форме лекций с обсуждениями, работы в малых группах, упражнений в парах и тройках, индивидуальных терапевтических сессий в кругу с тренером, работы студентов под супервизией.
В завершении предполагается описание случая работы и работа под очной супервизией.

Формат мероприятия

Трехдневки раз в два месяца. В случае совпадения дат с базовым курсом — приоритет посещения базового курса.

Дополнительная информация

Спецкурс утвержден Профсоветом в 2017 году, сертифицирующий тренер Алла Вишневская, отзывы на спецкурс предоставили Алла Вишневская и Анна Волощук.

Теоретическая основа.
Инфантильная травма ( травма развития) связана с повреждением отношений привязанности, происшедшем в довербальный или ранний вербальный период, когда когнитивные и эмоциональные возможности осмыслять происходящее остаются ограниченны. Формируется небезопасная привязанность, затрудняющая формирование личностной автономии и оставляющая значительные дефициты в области самоподдержки и саморегуляции; происходит расщепление соматического, эмоционального, смыслового аспектов опыта, что приводит к инкапсуляции отщепленных «частей» и специфических симптомов, защищающих от угрозы повторения травмы (идентификация с агрессором, феномен «жертвы» и «тирана», сопротивление интеграции «демон-защитник», как его описывает Д.Калшед, диссоциативные расстройства, алекситимия, психосоматозы, навязчивое повторение). Контакт взрослого травматика с «внешним объектом», то есть с дружескими, любовными партнерами, коллегами оказывается грубо нарушен за счет бессознательного разыгрывания в новых отношениях «матрицы» интернализованных травмирующих отношений привязанности – основной контакт и цикл опыта разворачивается не с внешним, а с «внутренним объектом». Особенностью этой ситуации оказывается взаимодействие двух циклов опыта, при котором навязчиво минимизируется новизна отношений и разыгрываются наиболее травматические аспекты прошлого опыта, проживаемые как актуальные – «навязчивое повторение». Программа интегрирует идеи гештальт подхода, юнгианского и классического психоанализа, телесного анализа Лоуэна и подход к работе с травмой Онно ван дер Харта и созданной им Голландской Школы.

Программа.

  1. Понятие «психологическая травма». Переживание бессилия и безнадежности как диагностические критерии. Уровни переживания травмы (физический, эмоциональный, ментальный, духовный . Типы психологических травм. ПТСР (шоковая травма), осложненное горе (эмоциональная травма ), инфантильная (до начала активного использования речи как средства коммуникации ), детская ( от начала активного использования речи до момента формирования устойчивой половой и социальной идентичности, примерно до 18 лет). Границы понятия «инфантильная травма».
    Феноменология инфантильной травмы у взрослых ( повторяющие неуспешные и самодеструктивные паттерны поведения, аддикции, трудности в осуществлении своих родительских функций, устойчивое чувство враждебности мира, безнадежности, собственной никчемности и утраты будущего. ПСихологическая травма с позиции гештальтподхода: разрушение «фона» жизни, патологическая фиксация «фигуры» беспомощности, «отказ» организма от эго-функции как попытка предотвращения повторения травмы.
  2. Теории развития. Теория привязанности. Формирование объектных отношений. Психологические потребности каждого развитийного этапа. Сепарация – индивидуация. Механизмы психического развития. Понятие «внутреннего объекта» и «переходного объекта». Роль первичного объекта привязанности в формировании и регуляции аффектов. Символическая функция психики. Игра как средство трансформации внутренней реальности. Переживание утраты. Проективно-интроекивные процессы как «здоровые» феномены, формирующие личностные границы. Психическое развитие как незавершенный гештальт, бесконечность развитийных потребностей личности.
  3. Инфантильная сепарационная травма. Детская травма. Происхождение. Последствия. Патологическое родительство: депривация, симбиоз. Разрушение отношений привязанности. Бессилие, предательство, избранность. Неудача в достижении автономии. Расщепление. Понятие аутистического объекта. Состояние объектных отношений, дефициты системы саморегуляции и функций заботы о себе. Специфическое сопротивление «демон-защитник». Идентификация с агрессором. Диссоциация. Цикл опыта с «внутренним» и «внешним» « объектами» и их взаимовлияние. Слияние и недостаточная субъект-объектная дифференцированность, сходство и различие. Особенности интроекции и проекции. Устойчивость ретрофлексии.
  4. Отдаленные последствия сепарационной травмы: развитие, психоз, психосоматоз, «шизоидный уход», депрессия, феномен «мертвой матери» и его проявления. Зависимая ( контрзависимая ) защитные стратегии избегания повторения травмы. Навязчивое повторение паттернов поведения. Патологическое горевание. Фиксация энергии на незавершенном цикле опыта с «внутренним объектом», устойчивость проективно-интроективных циклов взаимодействия, формы ретрофлексии.
  5. Психотерапия сепарационной травмы. Терапевтические отношения – основной ресурс «нового развития». Особенности терапевтических отношений. Бессилие, агрессия, оцепенение, диссоциация, зависть, благодарность, прощение и прощание. Проективная идентификация в терапевтических отношениях – «поле» взаимного влияния и его дифференциация. Ресурсы терапевта. Границы возможностей психотерапии. Ресурсы интеграции разных подходов в терапии инфантильной травмы.
  6.  Супервизия.

Целевая аудитория

  • психологи, психиатры, психотерапевты

Преподаватели

Сидорова Татьяна Анатольевна

психотерапевт, супервизор

0/5
1 курс
0 отзывов
0 студентов
Подробнее

Бурцева Елена Александровна

психолог, гештальт-терапевт, супервизор

0/5
1 курс
0 отзывов
0 студентов
Подробнее

Буренкова Елена Валентиновна

кандидат психологических наук, доцент, клинический психолог

0/5
1 курс
0 отзывов
0 студентов
Елена Валентиновна Буренкова, кандидат психологических наук, доцент, клинический психолог, терапевт выразительными искусствами, преподаватель и супервизор Ассоциации танцевально-двигательной психотерапии (Москва), соучредитель Ассоциации Интермодальной терапии искусствами (АИТИ), член Международных ассоциаций экспрессивной арт-терапии (IEATA, EEATA), Российской арт-терапевтической ассоциации, Санкт-Петербургской ассоциации креативной психологии.
Подробнее

Отзывы

0
0 отз.
0%
0%
0%
0%
0%

Написать отзыв

Для написания отзыва .

Травма развития возможности интеграции подходов к пониманию феноменологии и психотерапии.
По запросу
Документы
По форме организации
Баллы НМО
Нет
Форма обучения
Очно
Нашли ошибку?
Другие курсы по гештальт-терапии

    Остались вопросы?

    Напишите ваш номер телефона, менеджер перезвонит и проконсультирует вас.